Станислав Клавкин. Дальневосточный экспресс

Дальневосточный экспресс, отправление из Белгорода 

(Белгород-Байкал-Сахалин-Владивосток 17.07.2016 – 17.08.2016 год

Клавкин Станислав, СТЦ «РУСЬ-31»)

Прошел томительный период изучения маршрута, голова сломана и заново собрана осмыслениями с чего начать, как и что делать, выбран мотоцикл (выбор пал на Хонда Варадеро), определена дата выезда, проведена подготовка мотоцикла, вещи разложены по кофрам и вещмешкам, все, что не влезло оставлено дома. И!… Утро, выезд. Легкий мандраж от радости и осознания, сколько предстоит проехать, газ, 3-я, 6-я и вот уже позади родной Белгород!

Изначально весь маршрут планировалось проехать в одиночку из-за отсутствия попутчика, но за неделю или две до выезда такой человек на часть пути от Челябинска до Хабаровска нашелся и, чтобы не сдвигать даты выезда, я подкорректировал дневные пробеги дабы встретиться с Ильей перед Уралом через 2 дня.

Солнышко слепит еще сонные глаза, мотор подбадривает приятной вибрацией, в наушниках рубит мяско Мановар, ветер в лицо. Ну, до чего же приятно ехать на своем мотоцикле по не знакомой дороге, туда, где никогда не был – красота!!!

День пролетел незаметно. Слегка побаливают мышцы, о существовании которых до езды на эндуро я не подозревал, руки загорели в крапинку от перфорации в черепахе, на лице довольная улыбка.

Первая ночевка в Тамбове. От радости, что все сложилось и мой вояж длится уже день, выпил пива со своим новым корифеем Валерой из Рассказово, который меня встречал и завалился спать.

С утра предстояло неспеша доехать до  Самары. Утро, выезд. Дорога ужасная. Отъехав сто километров, ловлю огромную яму и!… Пробивает амортизатор –  мой новенький, хваленый в куче форумов, разрекламированный YSS не выдерживает, и нижнее крепежное ухо просто  отламывается – приехал! Перспектива: либо вызывать эвакуатор и ехать домой, либо чинить. Валера, встречавший меня в Рассказово, нашел токаря, который согласился помочь. В общем, насовал я между прогрессией и амортизатором толстых веток, чтобы не било металл об металл, кое-как доехал до токаря, который выточил мне деталь и часам к пяти вечера я уже мог ехать дальше (огромное спасибо Валере и Алексею).

И вот я снова в пути, несмотря на досадную поломку, путешествие продолжается. Разбитая дорога сменяется ремонтами и снова переходит в разбитую дорогу. Въехав в ночь, решаю не испытывать судьбу, после нервно проведенного дня решаю заночевать не доехав примерно 200 -250 км до Самары. Выбираю место за заправкой в поле, приминаю рожь, стилю спальный мешок на чехол от мотоцикла пью чай и через пять минут храплю под чистым звездным небом под трели сверчков, ночных птичек и  визги упырей-комаров – усыпляющий эффект в сто раз лучше чем у рюмки коньяка в паре с работающем телевизором!

Следующий день – город, от названия которого начинают течь слюнки, Жигулевск, фотка на фоте ГЭС, Самара, кусочек Татарстана, Башкортостан, Уфа.

Проехав Уфу, я должен был встретиться на каком-то перекрестке с Ильей, который ехал из Москвы. Не найдя это место, я доехал до подножья Уральских гор, где начинается Челябинская область. Илья вышел на связь, немного подождав его, мы встретились, познакомились в живую, обсудили ритм совместного движения и поехали дальше (Илья ехал на 650сс Хонда Африка твин).

Начался дождь, который шел до самого Кургана. Стемнело, из-за ливня было не видно ни зги.  Решили остановиться в городе оружейных мастеров – Златоусте. Не найдя центральную гостинцу, мы остановили патруль ДПС, разузнали как проехать, завалились в номер, развесили промокшую экипировку и пошли выпивать за знакомство. Илья оказался отличным собеседником. После разлитого по рюмочкам виски Илья заявил, что так пить не правильно и с начала нужно выпить по бокалу пива – ну что же, раз так для дела нужно!…

Проболтав до закрытия кафешки, плотно набив живот уральскими пельменями, в удовольствие употребив алкоголя, мы завалились спать. После вчерашнего очень хотелось «спать», но Илья командным голосом генерала, скомандовал: «На завтрак!» и, проделав все утренние процедуры, мы выдвинулись. На выходе из гостишки к нам подошел заросший и обрюзгший лицом человек, похожий на байкера в третий день слета, поинтересовался – откуда мы. Заявил, что он то же из Белгорода, а в Златоусте у них проходит слет кузнецов. Ну, что тут скажешь – судя по внешнему виду слет, точнее его застольная часть, длится ну минимум неделю! Познакомились, махнулись номерами телефонов и в дорогу.

Туман, мелкий дождь менялся ливнем и обратно. Проехали стелу на границе Европы и Азии. Очень интересный момент, что люди живущие по азиатскую сторону Урала, называют нас «люди с запада».

Проезжая Челябинск, мы увидели двухсотый крузак, тянувший за собой тракторную телегу, на которых в колхозе обычно возят навоз, жаль сфотографировать не успели – веселый момент! К вечеру проехали Курган, остановились ночевать в придорожной гостинице. Попарились в бане, плотно поужинали, выпили пива с ребятами из Самары, которые занимаются разведкой нефтяных месторождений и завалились спать.

На утро, отъехав тройку километров, от места ночевки меня ждал очередной сюрприз от моего мега амортизатора YSS. На этот раз не выдержал нижний сухарь, на который опирается пружина амортизатора – тоже лопнул! До Омска километров 500. Что делать? Мастерской рядом нет, стоим в поле, выход один – везти мот до Омска, а там пытаться чинить или менять этот корейский кусок дерьма на нормальный аморт. Илья пошел тормозить фуру, не останавливаются… И вот нам на встречу на Газели едут ребята-нефтеразведчики, с которыми мы вчера пили пиво! Они и согласились довезти мот до Омска.

Я поехал на машине вместе с мотом, Илья впереди. Пейзажи – луга, залитые водой. В моих краях такое бывает только в паводок… Болота, комары – в общем Западно-Сибирская низменность. По дороге созвонился с омскими ребятами механиками, у которых мотомастерская (Мотоклуб 45). Отвезли к ним мот и поехали ночевать к моим родственникам, которых я не видел с десяток лет – моим тете и бабуле. Как же я рад был их видеть, ведь бабуля уже совсем старенькая и если бы не моя поездка неизвестно смог бы я еще ее увидеть или нет? Просидели на кухне до позднего, вспоминали как вместе картошку сажали в деревне, а по вечерам сало на костре жарили, за звездами наблюдали – замечательное время было. Хотелось бы на денек задержаться, но нужно ехать…

В Омске дорог просто нет, на вопрос таксисту: «У Вас всегда так?», он ответил, что это уже после ремонта, и это уже хорошо, потому, что весной дороги просто исчезают. Механики чинившие мой мот в Омске шутили, что ребята спортбайков накупили и пилят на них на 1-2 передачах, потому, что разогнаться негде. Вывод –  нужно покупать мотодельтапланы. Таксист любезно устроил нам экскурсию по городу, показал здание, в котором находился штаб Александра Васильевича Колчака[1]. Отсюда он отступал вместе со своим войском в Иркутск , где в последствии был расстрелян. Говорят,  что он лично командовал своим расстрелом и лично отдал приказ «огонь»! Отступление получило название Великий Сибирский Ледяной поход и стоивший огромных потерь белой армии. Впереди нам предстояло преодолеть тот же путь, точнее маршрут.  Утром в мастерской переворошили кучу имеющихся амортизаторов подходящего не нашли, после чего из старой передней звезды парни сварганили мне новый сухарь и я смог ехать дальше – огромное спасибо чувакам.

После Омска было решено заезжать в каждый крупный город и устраивать себе экскурсии. Не доехав полпути до Новосибирска, заночевали. Шел дождь, в придорожных гостишках не оказалось мест и мы договорились с охранником за 500 р пустить нас в ларек, в котором раньше был магазинчик – ну нам то много и не нужно, главное тепло и сухо.

В Новосибирске местные водилы очень негативно относятся к байкерам. Местные байкеры, показывавшие нам город, советовали быть аккуратнее потому, что бывали случаи , когда водитель авто, видя что он прав, специально создавал аварийную ситуацию чтобы мотоциклист упал. Порадовала бабка – водитель троллейбуса. Из-за того, что мы искали выезд на набережную, по дороге ехали медленно, и она, дабы предать нам ускорения, высунулась  своим морщинистым лицом с огромным мундштуком в зубах из окошка троллейбуса и обложила нас отборным матом! Вот мы потом насмеялись с этой ситуации! Но ни в коем разе, не подумайте о Новосибирске  и его жителях плохо и относитесь к этому явлению как к маленькой ложке дегтя в цистерне меда! Новосибирск – молодой и очень красивый город с широкими проспектами, раскинувшимися по обеим берегам реки Обь. Город обязан своим появлением Великому Сибирскому Пути (Транссибу) для прокладывания которого здесь в 19 веке было начато строительство моста, а день его закладки считается днем основания города. Фрагмент этого моста до сих пор находится на берегу Оби рядом с памятником Александру 3 и сам является историческим памятником. Благодаря своим научным центрам, университетам и научным бюро Новосибирск заслужил звание научного центра России

.

И так, посмотрели город, заехали в магазин, купили смазки для цепи, я купил себе запасную заднюю покрышку, перчатки взамен потерянных еще в Тамбове, и поехали дальше. Кузбасс, байкпост в Кемерово, тут нас уже ждали Шем и Илья. Накормили, напоили и спать уложили. Ребята, спасибо за теплый прием!

Был план заехать в Томск, чтобы проехать старую дорогу, по которой раньше проходил Великий Сибирский Путь, позже она была перенесена в Кемерово. К тому же, там живет мой давнишний друг, который не раз гостил у меня в Белгороде, но из-за того, что тамошняя дорога находится в плачевном состоянии и ехать пришлось бы порядка 150 км по ухабам и щебню, а мой амортизатор оставлял желать лучшего, от этой идеи пришлось отказаться.  За то впереди были километры серпантина, пролегающего через бескрайнюю тайгу, с затяжными поворотами и идеальным асфальтом! Выкладываешь мот до колена и километра два входишь в поворот, давно я не получал такого удовольствия! Вообще хочется отметить, что Кемерово очень уютный и ухоженный городок, в котором очень приятно находится. Как мне рассказали – Кемерово единственный город России в котором процент по ипотеке для местных ноль! Вот уж где правительство заботится о своих жителях!

Впереди нас ждал город, столица второго по размерам края России – Красноярск. Многие считают центром России Москву, да ничего подобного, откройте карту и посмотрите – это Красноярск! В Красноярске нас встретил Дядя Коля, который разместил нас, а на утро подшаманил мой аморт и  с Богом проводил. Илья заменил в рулевой колонке подшипники, на мотосервисе в котором трудится главным механиком, кто бы вы думали? Высокая, красивая девушка, которая крутит гайки так, что даст фору любому парню! А ночевать мы поехали ни куда-нибудь,  а на берег Енисея, к подножью самой, что ни есть настоящей Красноярской ГЭС, изображение которой вы много раз видели на 10-ти рублевой купюре. Очень сильное место – мощь падающей воды, горы, тайга, крутой каменистый берег и светящиеся в темноте огни ГЭС, напоминающие океанский лайнер, застрявший между двух скал. До появления Саяно-Шушенской ГЭС, Красноярская была самой высокой в России. И вот по старой схеме, не устанавливая палаток расстелили спальные мешки, достали бутылочку огненной воды и сели варить пельмени, не забывая наливать. Очень здорово тут побывать и ночевать не в гостинице, а именно тут, на берегу. Проснувшись утром, мы увидели, что начинает сгущаться туман. Как оказалось, это был не туман, а дым горящей за тысячу километров от нас тайги, который с каждым днем становился все плотнее и накрывал пол Сибири,  из которого удалось выехать только в районе Читы.  В чистом таежном воздухе чувствовался растворенный запах гари.

В двух днях пути нас ждал Иркутск.

Не дотянув немного до байкпоста в Усолье Сибирском, мы заночевали в придорожной гостинице, хозяином которой оказался армянин, проживший долгое время в Белгороде. Он заселил нас в номера и угостил бутылкой водки! Тут мы познакомились с дедулей немцем, чуваку 70 лет, едет на гусе 1200, делал по 200-300 км в день, кругосветчик, ехал через Казахстан на Байкал потом в Норвегию, потом домой. У деда нет желудка, удалили из-за рака и в таком возрасте и состоянии он ездит – респект!

Про байк пост в Усолье Сибирском мы не знали, по этому и не заехали к ребятам. К утру дым от горящей тайги стал особенно плотным, на солнце можно было смотреть без темных очков – оно было похоже на желтого карлика. Но, на сколько бы ни было плотным задымление, кислорода в воздухе там все равно в разы больше чем в любом мегаполисе центральной части России и человек, привыкший к гари выхлопных труб, дышит тут полной грудью.

Иркутск. Устроили себе экскурсию, посмотрели ледокол, который затонул еще в 19 веке на Байкале, а теперь поднят со дна и стоит на берегу реки Ангара как музей. Проезжая через реку Ушаковку, посигналили отдав дань памяти Адмиралу Колчаку – именно тут он был расстрелян.  Посмотрели набережную города. Удивительный город – в центре города стоят яхты, гидроскутеры и лодки. То есть, что бы покататься на яхте, тебе не нужно ехать весь день, а то и несколько, куда-нибудь там, достаточно просто выйти из подъезда своего дома! Москвичам такое не снилось!

Посмотрели город, обслужили мотоциклы и поехали в самое живописное место, самого глубокого и великого (только представьте себе длинной в 600 с лишним километров, шириной в 80 километров) озера мира Байкала – его жемчужину, остров Ольхон. Доехав до середины перевала было уже темно, мы замерзли и остановились в придорожной кафешке что бы согреться и попробовать знаменитый бурятский суп Бухлер и знаменитые Бузы, в общем, все закончилось ароматнейшим напитком миндального цвета под названием «Таежный самогон», который мы распили с хозяином кафешки, молодым бурятским парнем. Очень интересно, что согласно вере шаманистов, а буряты либо шаманисты (по подобию славянских язычников) либо буддисты, перед тем как выпить рюмку нужно каплю из рюмки вылить на стол – это подношение богам. Шаманисты верят, что в все природное является реинкарнацией некогда живших великих шаманов (они говорят Байкал был великим шаманом, ставший озером, у него была дочь, ставшая рекой Ангарой).  В общем дальше мы не поехали, а завалились спать во дворе кафешки, как обычно, не устанавливая палаток, хотя под утро было сыро от росы. Спать не хотелось – не давало заснуть желание поскорее увидеть Байкал…

Утром переправились паромом на Ольхон. Паром абсолютно бесплатный. По Ольхону нет асфальтной дороги. Дорогой называется грейдер высотой сантиметра три усыпанный булыжниками размером с кулак, на котором можно очень сильно упасть, травмировать себя и повредить мотоцикл. Но вдоль грейдера идет множество грунтовых дорог, по которым ехать немного легче, но глинистые участки сменяются песчаными, на которых переднее колесо вязнет в песке и, если не успеешь снизить скорость, обязательно упадешь, что и произошло. После падения, перелетая через руль, я ударился лицом о ветровое стекло, благо не рассек…

Дальше мы и нападались и несколько раз моя тяжелая Варадеро закапывалась в песке. В общем,  ехать было тяжело, но есть одно «НО» ради которого ехать туда стоит  – это красота природы. Байкал находится в котловане между гор и пересекая Ольхон, ты видишь в дымке противоположный берег состоящий из белых, мраморных хребтов. Степной Ольхон сменяется таежным, с множеством каменных мысов, ритуальных столбов шаманистов, сусликов,  выпрыгивающих прямо из под колеса и ныряющих в невидимые подземные норы, туров[2], разгуливающих где им нравится и морем воды вокруг.

Если ехать не по дорожкам, кажется, что находишься на ненаселенном острове посреди океана, но при этом тебе комфортно и спокойно, потому, что чувствуешь, что на материке – не представляю где еще можно увидеть и почувствовать такое. И вот мы прибыли в Хужир. На Хужире вы не найдете гламурных дискотек на которых прыгают гражданки полулегкого поведения и баров с барменами, которые красиво замешают вам коктейль (если вы ищите этого, то вам нужно не на Ольхон, а в с. Листвянка). Зато вы получите общение и единение с природой, увидите закат солнца минуту назад освещавшего гладь воды и скрывшегося за белой горой, почувствуете ветер, спустившийся с гор, заряженный силой воды, и впитаете гигаватты энергии, которые излучают эти места. Поселились мы в домике из сруба, нажарили шашлыка из кенгурятины (отменная гадость), попарились в бане, выпили пива и легли спать. Следующий день провели на экскурсии, о которой договорились еще с вечера (очень не хотелось на нее просыпаться – я никак не мог привыкнуть к разнице во времени, которая постоянно увеличивалась по мере продвижения на восток). Съездили на мыс Хабой, поели ухи из омуля (эта рыба водится только в озере Байкал), посетили эко ферму в которой газ и электроэнергию для ее обитателей дает сама ферма, доехали до таежной части Ольхона ( дальше он не обитаем) и под вечер вернулись домой.

Это была крайняя точка маршруте запланированная мной, после которой я планировал возвращаться домой. Но, поговорив с Ильёй, посмотрев карту, было решено ехать до Владивостока и вернуться домой самолетом, а мотоцикл отправить транспортной компанией! На душе было радостно от того, что наше приключение продолжается. Утром плотно позавтракав, мы попрощались с этим волшебным местом и выдвинулись в с. Слюдянка, где нас уже ждали ребята на байк-посте. Впереди Улан-Удэ. В 60 километрах от Улан-Удэ уже находится Иволгинский дацан[3]. На территории дацана находится несколько храмов, и музей, тут вы можете купить сувениры, которые продаются в огромном количестве. Но самое интересное, здесь живет лама, который был погребен, а через 70 лет после захоронения извлечен из могилы по его завещанию.  Тело ламы оказалось нетленным. Говорят он жив. Он не ходит, не двигается, он просто сидит, у него растут ногти, волосы, выступает пот и монахи ухаживают за ним. Вы можете увидеть и поклонится ему. На площади Улан-Удэ находится памятник Ленину, размером с вертолет Ми-8 его голова – интересный ход мысли скульптора.

Дорога от Улан-Удэ до Читы очень красивая, а пейзажи разнообразны. Только проехал горы Байкала, начинается равнина и лес, лес меняется на степь, в которой нет ни деревца и опять начинаются нагорья. То есть, за день проезжаешь и тайгу, и горы, и степь, и равнину – такое возможно, наверное, только у нас!

Не доехав 200-250 км до Читы нас застала ночь и, созвонившись с читинскими ребятами, мы остановились ночевать на берегу легендарного озера Арей, где проводился слет «Дорога Чингисхана». Грязь в этом озере обладает целебными свойствами и, говорят, сам Чингисхан останавливался на его берегах, что бы его воины могли отдохнуть, набраться сил, залечить свои и своих верных, тогда еще не железных коней, раны. Здесь очень большая влажность и, чтобы ночью не промокли спальники мы, в первый раз за поездку, ночевали в палатках. Утром, поблагодарив ребят, мы выдвинулись в сторону с. Могоча, где нас ждал Дэвил на байкпосте.

В Чите, дорожники проводили ремонт дороги, все перекопали, но забыли установить информирующие знаки. В общем поймал я ухаб и погнул оба диска, объехав с местными байкерами Читу, шиномонтаж, который мог бы выправить диски мы не нашли и так как покрышки не спускали, было решено продолжить путь. Нужно сказать, если вы решите проехать маршрут Чита-Хабаровск обязательно возьмите с собой канистру бензина. Возможно, она Вам и не пригодится, т.к. заправки встречаются достаточно часто, но на них может не оказаться бензина и вам придется ехать 100-150 км до следующей заправки, тут же находится знаменитая заправка на которой бочки не закопаны в землю, а просто установлены на фундаменты.

Дорога от Читы в принципе хорошая, но иногда встречались участки на которых раскопан асфальт для латочного ремонта и это не как не обозначено знаками, из-за этого ехал с опаской, дабы не добить и без того погнутые диски. Так же есть участок дороги (Амурские волны) на котором просел асфальт и если перегазовать, то можно потерять управление и вылететь из седла. Могу сказать, что в общем дороги от Урала до Владивостока хорошие, исключения Омск, Иркутск, участок между Улан-Удэ и Читой в 100 км по щебню и перед Владивостоком.  Дорога от Читы очень красивая, особенно мне она понравилась в сумерках в полном отсутствии попутных и встречных авто, их здесь, кстати, ездит очень мало. Проезжая невысокие холмы и взгорья ты видишь застрявшие на них толи кусочки облаков, толи полосы тумана, которые вытягиваются в вдоль всего холма, как будто этот холм вовсе не холм, а великан, который курит свою трубку и не спеша выдыхает струи дыма…  Местами не понятно, что ты проезжаешь –  озеро с белой, как молоко водой, или это в низине плотной пеленой землю накрыл туман. Ощущение, что едешь по сказочной стране по которой раньше никто не ездил, и ты только-только открываешь ее для себя. Здесь понимаешь, что солнце не восходит и не заходит, а просто перекатывается по небосводу, и это здесь и сейчас сумерки, а над моим домом, в тысячах километрах отсюда, оно стоит в зените. Это прекрасно! Уже затемно мы добрались до Могочи, где нас радушно встретил Дэвил, разместил, выпил с нами по рюмочке и мы проболтали полночи.

Как-то само собой зашел разговор за Сахалин, после которого мне закрался червячок желания, раз уж мое путешествие пошло по пути импровизации, посетить и Сахалин, в самую пору я оказался в этих краях и непонятно буду ли я еще здесь когда-то, чтобы посетить «самую дальнюю гавань Союза». Пообщавшись, утром стало ясно – билет на паром от порта Ванино до порта Холмск нужно заказывать за неделю, что я и сделал, созвонившись в операторами переправы! В этот день наш путь лежал из Могочи в г. Свободный, в котором по просьбе Дэвила нас встречал Сергей, который, на самом деле, легендарная личность и вы о нем наверняка слышали, если путешествовали в этих краях или читали рассказы путешественников бывавших здесь.

По дороге заехали на станцию Жанна, где располагалось придорожное кафе, чьи хозяева промышляли не только продажей обедов, но и убийствами и грабежом своих посетителей. Одной из их жертв стал Алексей Барсуков (Скутт) – царствие ему Небесное. Парень ехал на своем скутере из Нижнего Новгорода во Владивосток, остановился на ночлег возле злополучного кафе, где и был убит выстрелом из ружья в затылок, за отказ выпить с хозяином кафешки (это официальная версия).  Его тело убийцы обложили покрышками и пытались сжечь, несколько раз переворачивая обгоревшее тело, для полного его прогорания. После этого случая кафешка была разгромлена, а убийцы посажены в тюрьму. На месте кафе теперь стоит памятник «невинно убиенным в пути», на который проезжающие мимо байкеры наклеивают в знак дани памяти свои наклейки, я наклеил и от своего клуба.

Дальше был день пути, космодром Восточный, который виден с дороги и г. Свободный с встречающими нас ребятами. Отъезжая еще из Могочи, я услышал непонятное лязганье, я подумал, что либо поломка в коробке, либо подшипники в колесах воют и хрустят. Утром Сергей провел дефектовку, определил накрывшиеся подшипники колес и секционно растянутую цепь. Цепь я вывел из строя, судя по всему еще на Ольхоне, когда закапывался в песок, сальники на 8 звеньях порвались и смерть цепи от ржавчины стала делом времени. Подшипники, благо европейских размеров, мы купили в магазине, а цепь и звезды можно было купить аж в Хабаровске. Сергей созвонился с Романом из Хабаровска, который не взяв от меня предоплаты купил их для меня и ожидал нас на следующий день к себе в гости. (Огромное вам за это спасибо).

От Свободного до Хабаровска ехать с такой цепью было страшновато, она гремела как траки у танка Т-55 и приходилось мазать ее через каждые 200км. По темноте проезжали Биробиджан. Тут столько всякой насекомой живности, что когда останавливаешься на заправке днем, такое ощущение что трава живая – она кишит бесчисленными букашками, которые чирикают, скрипят, жужжат и стрекочут так что, можно оглохнуть, а ночью тебя заживо готовы сожрать тучи кровососов- комаров и гнуса. Свет через стекло после каждой чистки фары пробивается в течении 30 минут  движения, после чего она покрывается толстым слое мяса разбившихся об него мошек. Кругом болота. Сам Биробиджан расположен по-еврейски –  в стороне от трассы, чтобы «ми Вам рады, но проезжайте, таки мимо!» (это шутка, не хочу никого обидеть), на площади города стоит памятник скрипачу.

Хабаровск, въезжаем в город, проезжаем по мосту через реку Амур. Чтобы сфотографироваться со знаком «р.Амур» пришлось поругаться с охранником моста, который не хотел меня пропускать к знаку, угрожая всеми возможными органами… власти. Но не для того я столько проехал, чтобы пугаться его угроз – фото сделано. Нас встретил, Роман, поставил наши мотоциклы к себе в гараж и мы пошли к нему в гости, где он накормил нас ужином, напоил пивом и уложил спать. Каждый миллиметр стен гаража Романа занят номерными знаками всех стран, которые он коллекционирует. Утром я заменил звезды с цепью и попрощался с Ильёй, т.к. он не захотел ехать на Сахалин, а поехал сразу во Владивосток (огромное спасибо этому Человеку, он помогал мне всю дорогу, ждал пока ремонтируется мой мотоцикл и ни разу не оставил меня в трудности!).

Передо мной лежала дорога на Сахалин, чему я был несказанно рад, ведь мое приключение продолжается! Я еще раз связался с операторами из порта Ванино, подтвердил, что буду плыть на пароме (у них это требуется), связался через  Романа с ребятами в г. Ванино (клуб «Черные Единороги») и выдвинулся в путь.

Хабаровск позади и тут главное не промахнуться. В с. Лидога есть поворот на г. Ванино, который я с ветром пролетел, любуясь местными пейзажами. В Лидоге нужно обязательно заправиться, и если вас встречают, то созвониться, потому что впереди 330 км без связи и заправок. Вскоре после поворота начинается дорога, похожая на военно-грузинскую –  пытаясь объехать одну яму в асфальте непременно влетаешь в другую – одну из миллиона, которые тут никто не латает. Но это все ерунда – передо мной открылось, наверное, самое красивое, что я видел, проехав всю Россию от Мурманска. Небольшой кусочек свежего асфальта, слева от меня отвесная скала, на вершине которой растёт хвоя, справа быстрая горная речка и сразу за ней гора, усыпанная обугленным валежником, из далека эти десятиметровые бревна на холме видны размером с обугленную спичку на ладони. Я остановился и смотрел на это минут 20 – это очень красиво, сюда стоит ехать, что бы это увидеть! Проезжаешь деревянные мосты, через быстрые реки текущие между гор, местами прямо из скал бегут ручьи или сочится вода, которую можно пить, горный серпантин! И вот Ванино. Во времена ГУЛАГа все заключенные которые отбывали свой срок на Колыме и в Магадане отправлялись туда именно из порта Ванино. По приезду ребята меня радушно встретили, мы взяли вина, портвейна и водки для завязывания знакомства. В общем, проболтали мы часов до 4 утра. Ребята огромные молодцы, держат отличный байкпост, много ездят, бывали в моих краях. Следующий день был днем ВДВ, оказалось, что половина из них служила именно в ВДВ, и я отметили с ними  этот праздник, а ночью мне нужно было грузиться на паром.

Паром нужно описать отдельно – на территорию порта вы можете заехать, но не можете выехать без оформления документов, в порт нужно было явиться в 20-00, хотя паром отплыл часов в 10 утра следующего дня.  Мне пришлось спать в кресле сидя. При посадке на паром, вас не предупредят, о том, что на корабле может не быть в продаже питьевой воды, а плыть вам часов 20, и это если не попадете в шторм, в котором можно болтаться несколько дней, дожидаясь пока море успокоится (в шторм корабли не причаливают). После того как вы закрепили транспортное средство, необходимо подняться на пассажирскую палубу, после чего пассажир не имеет права спускаться на грузовую палубу, о чем так же не предупреждают. Из-за этого мне пришлось плыть в экипировке, мотоботах и экономить воду, потому что в буфете была только сладкая и газированная, а мене нельзя такую из-за язвы. Кстати стоит паром 7500р за мотоцикл и одного пассажира в одну сторону, за крузак и трех пассажиров – 50 000р. И вот я пересекаю японское море! Красиво, вдоль борта корабля, плавают косяки огромных рыбин, волны морская морось в лицо, но качка, от которой я пьяный.

Рано утром, часов в 6, весь зеленого цвета от качки я прибыл в Холмск, чему был несказанно рад! Потихоньку приходя в себя, осматривая окрестности, я выехал из города, где передо мной простиралась живописнейшая дорога через горы. Часам к 9 утра, я был в Южно-Сахалинске, тут меня встречал Дима Стрелок (клуб «Rad & White Army»), договорились, что я покатаюсь по окрестностям Южно-Сахалинска и вечером мы пойдем к нему в гости.  Я съездил в Корсаков, посмотрел порт в котором грузятся океанские лайнеры, искупался в Охотском море , поднялся по канатной дороге на гору, с которой весь Южно-Сахалинск как на ладони, поел борща на вершине и заехал на грязевой вулкан который находится не далеко от города. В общем, вечером, после восхождения на вулкан, я отмыв в автомойке керхером с пеной мотоцикл и себя в экипировке от полутоны  грязи,  направился к Стрелку, предварительно затаившись водкой. У Димы дома я в первый раз попробовал краба с пивом, мы болтали до поздней ночи про жизнь, про байкерские порядки и легли спать, когда спиртное закончилось. Оказывается Дима ездил в Белгород и в Москву раньше, на мотоцикле и у нас даже есть общие знакомые в Белгороде – респект, учитывая, что тогда дорог на дальнем востоке не было вообще, как минимум, от Биробиджана до Читы! На следующий день к нам присоединился Одноклубник Димы Роман, и мы втроем поехали в Поронайск.

Очень красиво ехать по побережью – с одной стороны у тебя живописнейшие горы покрытые тайгой, а с другой раскинулся необъятный Тихий океан, над темной водой которого гремела гроза, а над нами светило солнце и вдалеке сияла радуга. В одном из сел я купил пол мешка свежезаваренных крабов и пива. На вопрос «по чем краб», мне ответили «300 за кг», я спрашиваю «долларов?», на меня изумленно посмотрели и ответили «Рублей!» – во халява, у нас вонючие раки по 900 р/кг! В общем в Поронайске нас ждали ребята из тамошнего клуба (Evil DOGS) . Да… Нужно сказать встречу мы отметили на славу! Кое как я выехал на следующий день, в обед, в Южно-Сахалинск. Поехал один, Дима остался погостить после вчерашнего в Поронайске, я бы тоже остался, чтобы принят обезболивающего пива, но время меня поджимало. Дима дал мне ключи от его квартиры чтоб я мог там переночевать (Огромное спасибо этому человеку – встретил как родного!), что я и сделал, на следующий день меня ждал паром обратно в Ванино. Ребята на отрез отбили у меня желание в одиночку прокатиться по дебрям острова, из-за опасности медведей, они рассказали мне историю про убитого в Охе медведя-людоеда, в желудке которого помимо остатков человечины, нашли пистолет ПМ. В целом хочу сказать, что Сахалин это чудесное место, на который я хочу еще раз вернуться, но не на варадере, а на легком эндурике и в компании с другом, что бы объехать все его закоулки. Здесь очень красиво, здесь можно найти не только океан воды, но и океан положительной энергии, увидеть разнообразие природы – западный берег климатически отличается от восточного и природа на них разная, в японском море если повезет можно увидеть касаток, меня очень впечатлил Сахалин.

Возвратившись в Ванино, я купил крабов, красной икры (она тут копейки стоит) и опять заехал к Единорогам на клабхаус, чтобы выпить водки с ребятами и закусить это все икрой из ложки – сбылась мечта! Единороги очень гостеприимные ребята, я с ними общаюсь и по сей день. Утром меня ждала дорога в Хабаровск, где меня ждали ребята из клуба «Шаманы». Встав пораньше, я двинулся в путь. Отъехав километров 100 от Ванино, сказалась толи усталость, толи качество дорожного покрытия, но на скорости в 120км/ч мой мотоцикл начало воблить , я не справился с управлением и влетел в отбойник на встречной полосе. Проскользил я по нему, оперившись кофром, метров сто и, каким то чудом, умудрился поймать руль и вывернуть, благо не было встречных машин. Я очень перепугался,  минут 10 просто приходил в себя и высмаркивал толи сопли, толи адреналин, который меня переполнял. После осмотрел мотоцикл – левый кофр был свернут в бараний рог, благо мне его варил и усиливал кум, он выдержал падение и отработал как дуга безопасности. Если бы не кофр, то такой вид был бы у моей ноги, которую скорее всего, оторвало бы. К счастью я был цел, ходовая не пострадала и, можно сказать, я отделался испугом в прямом смысле. Я переложил уцелевшие вещи во второй кофр и свободное место в вещь-мешке, выкинул изуродованный кофр, и на его место прикрепил пустые канистры от бензина – еду дальше.

 Вечером меня в Хабаровске встретил Игорь (президент мотоклуба Шаманы), очень добродушный и гостеприимный дядька, помог мне подровнять изогнутую рамку крепления кофра, его супруга приготовила нам ужин, я бахнул с ними стакан после пережитого днем стресса и завалился спать. Игорь предлагал погостить у них «Хотя бы недельку»! Но время отпуска подходило к концу.

Впереди была конечная точка моего путешествия – Владивосток! Наутро я переобул мотоцикл в купленную еще в Новосибирске заднюю покрышку, заказал билет на самолет домой, позвонил во Владивосток  Дядьке Эшу (клуб «Братство Востока»), предупредил что выезжаю и двинулся в путь. К вечеру я был на месте, сфотографировался с дорожным знаком «Владивосток» и прибыл на байк пост, где был Дядька Эш и куча народа, которые приехали сюда с «Волной памяти» (мотопробег от Петербурга до Владивостока в память убитого в Жанне Скутта).

На следующий день я объездил с десяток музеев и посмотрел весь Владивосток, побывал на последнем километре железной дороги России, проехал по Русскому мосту, по периметру объехал остров Русский и конечно же побывал не береговой батарее острова Русский. Благодаря этой батарее во времена Великой Отечественной войны ни один вражеский корабль не приблизился к нашей акватории. От работников краеведческого музея с сожалением узнал, о том что снесен памятник, установленный в честь разгрома войск интервентов США, в поисках которого я объехал всю округу и расспросил сотню ничего не слышавших о нем жителей Владивостока. Войска интервенты США высаживались тут  в 1918 году, после заявления США о прекращении существовании России и необходимости передать контроль над теперь уже просто «Географическим понятием Россия» под контроль Англии и Франции[4]. В общем посмотрел во Владивостоке все что можно посмотреть. На следующий день мы отправили мой мотоцикл в транспортную компанию и поехали на мотослет в Находке, который стал заключительным этапом моего путешествия. На утро прощание с ребятами и самолет домой.

Я летел в самолете, смотрел в иллюминатор на мою огромную и необъятную родину – Мать Россию, которую я проезжал целый месяц, а теперь должен был пролететь за несколько часов. Блуждая в мыслях, я летел и смотрел на эти горные хребты, с высоты казавшимися неровностью на дороге, пожары в тайге, казавшимися с высоты небольшими кострами, великие реки тонкими нитями переплетавшимися по земле, и пытался представить, на что рассчитывал фюрер, возжелавший пройти ее пешком?! Думал, о том, что нельзя понять масштабов территорий России просто пролетев их на самолете, а не протопав их по земле километр, за километром, думал о чудесах и красотах своей родины, которые еще не открыл для себя и которые хочется увидеть. Мне было немного грустно, от того что мое путешествие подошло к концу, но в то же время я был счастлив, что проделал такой путь. В голове вертелись строки из песни Владимира Семёновича Высоцкого «Вершина»:

«Весь мир на ладони — ты счастлив и нем

И только немного завидуешь тем,

Другим — у которых вершина еще впереди.»

 

В аэропорту меня встречали друзья! Как же я был рад их видеть!

Мое незабываемое путешествие, подарившее столько эмоций, впечатлений и ярких моментов завершено,  я дома, где меня ждет семья! 13 с половиной тысяч километров пути позади.

Спасибо всем, кто был рядом со мной, кто поддерживал и помогал мне продел этот путь!

[1] от редакции bike31.ru – Александр Васильевич Колчак (1874 – 1920) — русский военно-политический деятель, вошедший в Отечественную историю, как один из руководителей Белого движения во время Гражданской войны, Верховный правитель России и Верховный Главнокомандующий Русской армией (ноябрь 1918 — январь 1920). Кроме того в различные периоды своей жизни – учёный-океанограф, полярный исследователь, высокопоставленный морской военачальник. В январе 1920 года при отступлении белых войск и эвакуации иностранных интервентов из Сибири был выдан в Иркутске командованием Чехословацкого корпуса местным властям в обмен на свободное продвижение чехословацких эшелонов и союзных военных миссий во Владивосток. 7 февраля 1920 года был расстрелян по постановлению Иркутского военно-революционного комитета.
[2] от редакции bike31.ru – согласно официальным зоологическим источникам, животное под названием «Тур» – дикий бык, прародитель современного крупного рогатого скота, считается ныне вымершим, разумеется, благодаря хозяйственной и охотничьей деятельности человека. Считается, что особой популярностью этот объект охоты пользовался у средневековой знати (не грех вспомнить песню               В.С. Высоцкого, как  терроризировал одно королевство добра и благополучия «… то ли буйвол, то ли бык, то ли тур»). Источники указывают, что   последняя особь тура погибла в 1627 году в лесах недалеко от Якторова (Польша) из-за болезни. Так, что скорее всего, речь в рассказе (и  прилагающемся фото) Станислава идет о яке, тоже крупном рогатом парнокопытном млекопитающем))
[3] Буддийский монастырь-университет у российских бурят.
[4] от редакции bike31.ru –  не столь часто упоминаемый факт Отечественной истории. В годы гражданской войны в России (1918-1921) под различными предлогами помощи на территорию будущего СССР (Россия, Украина, Прибалтика) 17 иностранных государств ввели свои воинские контингенты. В числе интервентов отметились как бывшие союзники Российской империи по 1-Мировой (Великобритания, Франция), так, и противники (Германия, Австро-Венгрия, Османская Империя), и, разумеется те, кто просто не мог оставаться в стороне от такой выгодной «ликвидационной распродажи»  (США, Румыния, Италия, Польша, и даже…. Австралия!). После победы большевиков над участниками Белого движения и другими вооруженными формированиями, «гости» вынуждены были несолено хлебавши вернуться по домам.  Очень хорошо события иностранной интервенции описаны В.С. Пикулем в историческом романе «Из тупика».

nomad